Юзабилити: встраиваем эмоции в сайт
П ри создании сайтов подробностям технической реализации и отлаживанию процессов уделяется так много внимания, что потенциал эмоционального дизайна часто оказывается совершенно нераскрытым.
В своей книге ``Emotional Design`` известный американский специалист по когнитивистике и эргономике Дон Норман объясняет, почему привлекательные вещи работают лучше.
По мнению Дона привлекательность продуктов делает проблемы при их использовании менее заметными, что, в свою очередь, делает привлекательность критически важной характеристикой. Специально для этой книги Дон Норман провёл исследование, в результате которого выявил три уровня визуального дизайна, которые следует учитывать для создания дизайна одновременно удобных и красивых вещей.
Эти три уровня основаны на том, как работает человеческий мозг. Их можно рассматривать как руководство по созданию привлекательного, эффективного и запоминающегося дизайна.
1 — Примитивный уровень
Это первый, самый нижний уровень, уровень предсознания, где эмоциональные сигналы от окружения интерпретируются автоматически.
Примитивный уровень работает инстинктивно, а наша личность и культурные ценности могут влиять на наше восприятие. На этом уровне впечатления оказывают на нас немедленный эмоциональный эффект. Действия, инициированные на примитивном уровне, Норман называет восходящим поведением («bottom-up behavior»).
В разрезе визуального дизайна это означает, что примитивный уровень должен быть связан с первым впечатлением — именно по нему можно оценивать «примитивное» качество дизайна.
Хороший «примитивный» дизайн должен вызывать какие-то ощущения, в идеале — ощущение счастья и восторга.
2- Поведенческий уровень
Этот уровень связан с тем, как вещи работают, как мы используем их и какой опыт при этом приобретаем.
На этом уровне важны функция, производительность и физическое ощущение.
Визуальный дизайн должен содержать релевантные функции, которые позволяют удовлетворять потребности.
Поведенческий дизайн должен быть понятным и удобным. Запутанность ведёт к огорчению и негативным эмоциям, простота и эффективность дают положительные эмоции.
Чтобы поведенческий дизайн работал, необходимо понимать потребности пользователей, к примеру, глядя на то, как они взаимодействуют с дизайном.
3- Рефлективный уровень
Этот уровень представляет собой высший уровень наших когнитивных мысленных процессов.
Действия, инициируемые на этом уровне, Норман называет нисходящим поведением (top-down behavior). Этот уровень является сознательным.
На рефлективном уровне мы интерпретируем и понимаем вещи, ищем логику в происходящем и размышляем о себе. Рефлективный уровень является результатом приобретения опыта и доминирует над двумя другими уровнями. Это означает, что в результате размышлений мы можем брать верх над автоматическим поведением и эмоциями.
Опыт позволяет нам по-разному откликаться на дизайн, если мы не уверены в том, что видим перед собой. Рефлективный дизайн определяет наше общее впечатление от продукта, поскольку мы размышляем обо всех его аспектах: обращении к пользователю, культурных аспектах, смысле продукта, о том, стоит ли его запоминать.
В хорошем дизайне все три уровня связаны между собой. Это не значит, что внимание им должно уделяться в равных пропорциях, но поскольку визуальный дизайн мы воспринимаем на всех уровнях, все они должны как минимум учитываться.
Выводы
Правильно объединив все три уровня, вы получите дизайн, который: