Главная страница / Блог / Ваш будущий сайт / Сколько стоит создать Портал?

Сколько стоит создать Портал?

15 Апреля 2014 Ваш будущий сайт 13544


Наверное многие из вас слышали, что такое "стартапы" и почему зачастую к проекту привлекают инвесторов. Стартап - это проект, который вразы больше обычного сайта, имеет определенную ярко выраженную сферу, зачастую ориентированный на большой сегмент рынка и расчитанный на достаточно большую посещаемость. Это не интернет-магазин и не корпоративный сайт. Стартапы можно прямиком отнести к порталам - большим и сложным сайтам.

Давайте разберемся, сколько же может стоит так называемый портал, который разрабатывается с нуля (как стартап)?

Для начала давайте разберем, из чего может состоять современный корпоративный сайт и интернет-магазин.

Из чего состоит корпоративный сайт?

Пример сайта:

Корпоративный сайт - это сайт компании (визитка компании), отражающий ее сферу деятальности, ее интересы, ее партнеров, ее запросы и потребности - некая электронная приемная компании.

Такие сайты могут предоставлять возможность для скачивания прайс-листов или каталогов, предоставлять каталог товаров (без возможности здесь и сейчас их купить) или услуг. Иметь формы для обратной связи, рубрики типа "вопрос-ответ", описание компании, миссия, новости и контакты со схемой расположения.

Т.е. другими словами: это информационный сайт одной компании, задача которого проинформировать клиентов компании (будущих либо существующих) о том, что они есть и ознакомить их с со своей деятельности, перечнем товаров или услуг.

Корпоративные сайты, как правило не имеют никаких интерактивных модулей продажи товаров или услуг, они предоставляют одностороннюю информацию: посетитель зашел, прочитал, заинтересовался, позвонил. Ничего другого с сайтом он сделать не сможет - это корпоративная визитка для ознакомления.

Примерный функционал такого сайта состоит из следующего набора:

  • Система управления сайтом (куда без нее - это платформа управления).
  • Дизайн-проект (обычно достаточно несложный, состоящий из 1-2 страниц).
  • Функционал: модули обратной связи, вопрос-ответ, каталог продукции или услуг.

В основном это всё, что нужно для создания такого сайта. Срок создания хорошего корпоративного сайта колеблется в пределах 1 месяца.

Вот пример корпоративного сайта - сайт юридической компании: www.talionural.ru

Теперь давайте посмотрим, из чего может состоять современный интернет-магазин.

Из чего состоит современный интернет-магазин?

Пример интернет-магазина:

Из самого названия уже становится понятно, что раз это - магазин, значит этот вид сайта способен как то интерактивно взаимодействовать с посетителем (покупателем). И основной вид взаимодействия - это возможность легкого выбора/поиска/сравнения товаров и их дальнейшее приобретение (покупка), желательно здесь и сейчас.

Интернет-магазин определят совсем другой перечень задач и возможностей, нежели просто корпоративный сайт. Это уже более сложная система, которая, анализируя действия посетителя, реагирует на его потребности, предлагая широкий инструмент взаимодействия.

Эти инструменты призваны реализовать все капризы посетителя так, чтобы произошла конверсия - посетитель стал покупателем. Т.е. это следующий расширенный функционал:

  • Все пункты корпоративного сайта (см.выше).
  • Функционал на стороне покупателя:
    • Ценник на товар (а так же скидки, распродажа и т.д.)
    • Корзина товара для того, чтобы оформить заказ.
    • Сравнение товара для понимания что лучше.
    • С этими товарами покупают или альтернативные товары.
    • Способы оплат, как правило их очень много.
    • Всевозможные фильтры для облегчения поиска товара.
    • Консультанты онлайн для моментального общения.
    • Система СМС уведомлений.
    • Личный кабинет с историе и движением (статусом) заказов.
    • Сервисные уведомления.
    • Системы лояльности - бонусные программы и подарки.
    • Служба заказа звонка.
    • И так далее.
  • Функционал на стороне продавца:
    • Реестр заказов, ведение заказов.
    • Работа с поставщиками.
    • Интеграция систем учета, например 1С или другие программы.
    • Система статистики продаж, учета товаров.
    • Система работы с заявками, управление заказом, редактирование.
    • Система заявок поставщикам для курьерских служб.
    • Служба рассылок уведмолений, новостей - подписка.
    • И так далее.

Вы видите, что список уже внушительный, но и он не полный. Существует еще 2 добрых десятка специфичных модулей, цель которых - удобство для покупателя и его мотивация на покупку.

Уже сейчас становится ясно, что современный интернет-магазин НЕ может стоит дешево, но ПОКА это еще и не портал - о нем дальше.

Хотя интернет-магазин в большей степени имеет определенное количество известных модулей, часто бывает, что по месту меняется логика работы той или иной функции - как нужно заказчику. Кто-то может добавить сугубо свой, нужный именно ему для работы функционал. В этом случае стоимость разработки интернет-магазина может возрасти именно из-за индивидуальных модулей, разработанных под заказ заказчика.

Однако несмотря на то, что модули могуть быть заказными, основной костяк модулей - известен. Время для сборки интернет-магазина составляет порядком 1,5-2-3 месяцев.

Далее примеры современных интернет-магазинов, при чем их функционал разница:

  • ИМ "Теремок" (много спец.модулей): teremok24.ru
  • ИМ "Картриджи" (свой функционал, логика навигации и поиска): kartridgy.ru
  • ИМ "Мир автомобильных колес" (сложный функционал 2-х интернет-магазинов): shinakolesa.ru
  • ИМ "Мебенет" (интернет-магазин со сложным модулем выбора комплектов): mebenet.ru

И так далее. Это только часть примеров для того, чтобы показать, что само понятие "интернет-магазин" в реализации имеет отличия, хотя при этом основной набор функционала известен.

Подготовив так называемый плацдарм для развития мысли плавно перейдем к следующему - из чего может состатоять портал?

Из чего состоит портал?

Пример портала:

Именно в этом вопрос просто невозможно однозначно ответить типа "из того то и того то" - в этом и сложность. "Ноги растут" прямиком из технического задания (ТЗ), в котором изложены основные цели и задачи будущего проекта.

Как правило, заказчик на самом первом этапе, когда только у него созрела в голове идея, предлагает нам ТЗ.... на 1-2-3 страницах (!) Т.е. внутри себя он "видит" проект таким, как бы он его хотел видеть наяву, но как все это правильно описать разработику... вот где проблема.

"Дело все в том, что для правильного составления ТЗ как для дизайнера, так и для программиста, нужно всего лишь уметь говорить на их языке, чего как раз и невозможно сделать одними силами заказчика."

Выходит так, что нужно этот самый клубок идей и мыслей развернуть как можно яснее, чтобы понять не только суть проекта, но и разложить по полочкам из чего должен состоять проект, какие модули нужно разрабатывать, какая должна быть логика взаимодействия, что с чем соединять, какие данные передавать и так далее.

Мы еще не приступили к разработке, а уже сейчас требуется много времени на понимание и составление описания каждого элемента портала как на стороне его будущего посетителя, так и на стороне управления, ведь главное отличие от тех же интернет-магазинов - почти весь функционал пишется с нуля - это уникальная разработка.

Когда все описано на тех языках, которые нужны для понимания и заказчика и разработчика, включая интересы и дизайнера и программиста, наступает шаг разработок, который в зависимости от назначения состоит из разных компоненов:

  • Дизайнер разрабатывает абсолютно все страницы портала, включая специфические. К примеру, интернет-магазин может составлять всего 3 страницы по дизайну - этого вполне достаточно. Портал может составлять не один десяток страниц, на которых показан каждый модуль, описание которого создано в ТЗ.
    Самое важное в создании портала: чем точнее - тем лучше.
     
  • Программисты разрабатывают функционал так же на основе единого ТЗ. Изначально составляется блок-схема взаимодействия, которая делится на этапы,затем распределяются роли. Вся логика тестируется на внутренних серверах. Функционал постепенно добавляется, т.к. система изначально модульная - есть скелет (CMS), который обростает по мере продвижения по ТЗ.

С момента разработки ТЗ до момента завершения разработки дизайна и всех модулей может уйди не один месяц (все зависит от сложности и сложность в каждом случае уточняется индивидуально).

После успешного завершения всех задач по ТЗ наступает очередь тестирования - это важный этап, обойти которого никак нельзя.

Тестирование позволяет выявить до старта проекта его баги - ошибки, которые наступают в результате определенных действия пользователя.

Смоделировать все ситуации во время тестирования проекта не представляется возможным, поэтому после запуска проекта в течение месяца идет активная обратная связь. Даже после существования проекта больше 2-3х месяцев иногда возникают внештатные ситуации, которые устраняются.

Вы спросите - "почему так?" Ответ и прост и сложен: функционал для портала разрабатывается с нуля, поэтому невозможно предусмотреть идеальную работу задуманной логики, т.к. ситуаций, при которых теоретически возникнет ошибка - сотни. Но это совсем не говорит о том, что они возникнут в один день или вылезут в течение месяца - это процесс длительный, поэтому за порталом нужно все время следить.

На данный момент я постарался показать вам в сравнении, из чего состоят те или иные разновидности сайтов. Да, портал - это тот же сайт, если говорить обобщенно.

Как вы могли заметить - разница кроется в функционале и в его готовность (унифицированности). Корпоративный сайт и интернет-магазин объединяет много модулей, которые используются и там и там. Касательно портала, такого разнообразия готовых модулей просто нет (почти все разрабатывается с нуля). Именно поэтому срок создания порталов не меньше 5-6 месяцев, что в сравнении с создание интернет-магазина минимум в 3-4 раза больше.

Так сколько стоит создать Портал?

Надо знать, что над порталом не может работать один человек, как минимум их несколько (команда): дизайнер, несколько программистов, руководитель проекта (куратор), который ставит задачи всем участникам согласно ТЗ, специалист, который занимается исключительно составлением ТЗ - работа с заказчиком, согласование. Но это только минимум тех, кто может принять участие в работе.

Чтобы математика стоимости вам была ясна, нужно знать, сколько стоит время того или иного специалиста. Для разработки любого модуля требуется время и чем сложнее модуль, тем больше времени требуется на создание, отладку и тестирование, а если еще больше и связанных между собой модулей в логической цепочке - то вразы больше.

Дизайн проект портала, состоящий из нескольких страниц (не менее 5) может обойтись порядком 50-60 тыс.рублей и выше, т.к. портал отличается наличием многих деталей, которые требуют явной прорисовки и логичности. Задача дизайнера, как профессионала, расположить гармонично, согласно задачам в ТЗ, все блоки навигации, функционала, меню, контента, баннеров и так далее. Это весьма большой список, состоящий из кучи мелочей.

Программинг на одного специалиста в месяц порядком 40-60 тысяч рублей, все зависит от сложности разрабатываемых модулей.

Руководитель проекта, составление ТЗ, куратор работ от 50-60 тысяч рублей за месяц. Чем больше нагрузка и сложность, тем выше стоимость, т.к. заказчик должен получить высококлассный продукт в итоге.

Примерная калькуляция затрат дает представление, что портал минимум может стоить от 400-600 тысяч рублей и выше. Средняя стоимость создания порталов в России начинается с планки от миллиона рублей и выше. Именно поэтому порталы, как стартапы, привлекают инвесторов (часто венчурных), которые имеют достаточно средств чтобы проект был реализован.

Чем сложнее проект, тем больше времени потребуется на его создание и запуск. На стоимость так же влияют технологии - современные фишки, которые регулярно появляются, т.к. языки программирования развиваются.

И напоследок:

Важно понимать: чтобы проект себя окупил в будущем, он должен быть успешным - интересным, привлекательным, нужным и актуальным для того сегмента, для которого он задуман. Именно момент идеи требует понимания и проработки, иначе вы можете попросту выкинуть деньги на ветер, а этого нельзя допустить.


← К списку записей раздела     ⇐ В начало блога