12 ТЕХНОЛОГИЙ © С 2005 ГОДА
Главная страница / Блог / Полезные советы / Юзабилити: встраиваем эмоции в сайт

Юзабилити: встраиваем эмоции в сайт

12 Мая 2012 Полезные советы 1979


Не заставляйте меня думатьСовсем недавно мне попалась интересная статья из рассылки по подписке, в которой приводились полезные рекомендации по созданию дизайна сайта, его внешнего вида.

Многие советы из статьи мы применяли ранее и применяем сейчас при разработке дизайн-проектов наших сайтов. Сегодня я хочу поделиться советами с вами.

Примечание: дизайн - это часть общего понятия "юзабилити", это "одежка", по которой представляется сайт глазами посетителя. И если есть брешь, то стоит задуматься в ее исправлении, ведь, как правило, страдает и посещаемость и последующая конверсия посетителя в покупателя.

Статья по материалам рассылки компании "Ашманов и Парнеры"

Итак, встраиваем эмоции в сайт

При создании сайтов подробностям технической реализации и отлаживанию процессов уделяется так много внимания, что потенциал эмоционального дизайна часто оказывается совершенно нераскрытым.

В своей книге "Emotional Design" известный американский специалист по когнитивистике и эргономике Дон Норман объясняет, почему привлекательные вещи работают лучше.

По мнению Дона привлекательность продуктов делает проблемы при их использовании менее заметными, что, в свою очередь, делает привлекательность критически важной характеристикой. Специально для этой книги Дон Норман провёл исследование, в результате которого выявил три уровня визуального дизайна, которые следует учитывать для создания дизайна одновременно удобных и красивых вещей. 

Эти три уровня основаны на том, как работает человеческий мозг. Их можно рассматривать как руководство по созданию привлекательного, эффективного и запоминающегося дизайна

1 - Примитивный уровень

Это первый, самый нижний уровень, уровень предсознания, где эмоциональные сигналы от окружения интерпретируются автоматически.

Примитивный уровень работает инстинктивно, а наша личность и культурные ценности могут влиять на наше восприятие. На этом уровне впечатления оказывают на нас немедленный эмоциональный эффект. Действия, инициированные на примитивном уровне, Норман называет восходящим поведением ("bottom-up behavior").

В разрезе визуального дизайна это означает, что примитивный уровень должен быть связан с первым впечатлением - именно по нему можно оценивать «примитивное» качество дизайна.

Хороший «примитивный» дизайн должен вызывать какие-то ощущения, в идеале - ощущение счастья и восторга.

2- Поведенческий уровень

Этот уровень связан с тем, как вещи работают, как мы используем их и какой опыт при этом приобретаем.

На этом уровне важны функция, производительность и физическое ощущение.

Визуальный дизайн должен содержать релевантные функции, которые позволяют удовлетворять потребности.

Поведенческий дизайн должен быть понятным и удобным. Запутанность ведёт к огорчению и негативным эмоциям, простота и эффективность дают положительные эмоции.

Чтобы поведенческий дизайн работал, необходимо понимать потребности пользователей, к примеру, глядя на то, как они взаимодействуют с дизайном.

3- Рефлективный уровень

Этот уровень представляет собой высший уровень наших когнитивных мысленных процессов.

Действия, инициируемые на этом уровне, Норман называет нисходящим поведением (top-down behavior). Этот уровень является сознательным.

На рефлективном уровне мы интерпретируем и понимаем вещи, ищем логику в происходящем и размышляем о себе. Рефлективный уровень является результатом приобретения опыта и доминирует над двумя другими уровнями. Это означает, что в результате размышлений мы можем брать верх над автоматическим поведением и эмоциями.

Опыт позволяет нам по-разному откликаться на дизайн, если мы не уверены в том, что видим перед собой. Рефлективный дизайн определяет наше общее впечатление от продукта, поскольку мы размышляем обо всех его аспектах: обращении к пользователю, культурных аспектах, смысле продукта, о том, стоит ли его запоминать.

В хорошем дизайне все три уровня связаны между собой. Это не значит, что внимание им должно уделяться в равных пропорциях, но поскольку визуальный дизайн мы воспринимаем на всех уровнях, все они должны как минимум учитываться.

Выводы

  • Внешний облик дизайна работает только с примитивным уровнем.
  • Поведенческий уровень соотносится с тем, как продукт работает.
  • Рефлективный уровень - с долгосрочным влиянием дизайна.

Правильно объединив все три уровня, вы получите дизайн, который:

  • привлекателен - захватывает внимание пользователя и влияет на его восприятие;
  • эффективен - руководите вниманием пользователя и заботится о том, чтобы пользователь нашёл искомое;
  • приносит удовольствие - даёт пользователю повод оценить ваш сайт и получить удовольствие;
  • запоминаем - строит отношения с пользователем и оставляет позитивные воспоминания.

← К списку записей раздела     ⇐ В начало блога